Не спешите кривиться. Сегодня речь пойдет не о кисло-сладких шариках, из которых находчивые люди готовят удивительный морс. Мы поговорим о стереотипах, которые мы заботливо привили себе сами и которые нам навязали зарубежные товарищи.
«Клюкву» мы регулярно находим в фильмах, играх и прочих проявлениях бурной творческой деятельности. Она режет нам глаза, изредка веселит и дает дополнительную возможность упомянуть лишний раз сочинения Задорнова пятилетней выдержки. Для тех, кто не помнит, не знает или проспал последние полвека в далекой сибирской берлоге. Этот термин пошел от изумительной идиомы «развесистые сучья столетней клюквы». Авторство приписывают небезызвестному писателю Дюма, без которого к Боярскому не приросли бы шляпа и «Эй, каналья!». Француз в свое время провел немало веселых вечеров на Кавказе в компании горцев и чачи, после чего стал вещать о дивных красотах старушки Руси. По другой версии, писатель имел в виду совсем не то и даже совсем не имел. Противники Дюма вручили копирайт Петербургскому театру пародии и сатиры, на сцене которого некая Аксенка и творила подобные словесные экзерсисы в постановке «Любовь русского казака». В эпическом противостоянии «Дюма против Аксенки» победитель так и не был выявлен, однако «развесистая клюква» ушла глубоко в народ.
Несмотря на то, что Россия всегда считалась страной формата XXL, на территории которой уместилось бы бесконечное количество Люксембургов и Андорр, славянские земли всегда были загадкой для обитателей цивилизованного западного мира. Гостей мы принимали всегда неохотно, да они и не горели желанием совершать турне по нашим лесам и топям. Непродолжительные экскурсии поляков, французов и немцев приносили туристам исключительно неприятные впечатления и заканчивались массовой депортацией на историческую родину либо в братские могилы. В середине двадцатого века стало только хуже. Политика информационной стены и харизматичные выступления наших лидеров дали свои плоды. Запад перестал понимать, что творится в серпасто-молоткастой стране. Непонимание и страх дали добротную почву для зарослей разнообразной клюквы.
Товарищи! Мы все знаем, что Россия испокон веков – страна Иванов, где борщ хлебают лаптями и заедают водкой, где лучшим фундаментом считаются человеческие кости, а люди размножаются социалистическим делением исключительно по приказу Партии. Страна, где бутербродом считается даже соединение батона и буханки и где гитара никогда не вытеснит балалайку. Ура нам, небритым медведям в тулупах с крайнего востока. Глядя на наши бескрайние кукурузные поля сквозь кроваво-красную призму, деятели культуры из капиталистических стран успешно развивают «клюквенную» культуру на наших глазах. И да пребудет с вами лунный посевной календарь, товарищи агрономы. Выращивайте…
Клюква дикая
Она же надоедливая, пресловутая, прописавшаяся в печенках по самые гланды ересь. Культивируется в случаях, когда разработчику скучно копаться в гуглах или не хватает денег на прозвон консультанту. Высаживается на почве любви к кириллице и к мелким деталям быта русского мужика. Прорастает эпизодически. Одновременно нервирует и веселит.Например, как однажды поступила команда Elixir Studios во время разработки игры Republic: The Revolution? Этот весь из себя расфуфыренный политический симулятор среднего пошиба обещал окунуть игрока в самую гадкую суть государственного управления. Бог с ней, с кривой игромеханикой. Дело в том, что местом действия своего проекта бравые молодчики под руководством юного Демиса Хассабиса выбрали вымышленную страну, выросшую из развалин СССР. Название суверенного государства – Новострания – уже внушает суеверный ужас. Однако воплощенная в жизнь генерация газетных статей и лозунгов подействовала на игровую братию похлеще дуста. Язык Новострании состоит из непонятных литер с намеком на кириллицу. Хваленые «случайные» тексты – бессмысленный и абсолютно нечитабельный набор знаков, в котором сам Шаб-Ниггурат тентакль сломит.
Разработчики других игр с упоминанием матушки-России сделали правильные выводы и не стали применять тактику тотального хаоса. Для антуража они начали вставлять в свои проекты осмысленные слова. Но на большее, увы, обычно сил не хватает. Отсюда пошли известные перлы с надписями на стенах и на прочих поверхностях. Загадочные фразы в псевдорусских локациях даже самую серьезную игру могут превратить в посмешище. И примеров тому не счесть. Chaser, Battlefield Bad Company, Splinter Cell, Call of Duty: Modern Warfare, Rogue Warrior etc.
Гомерический хохот и признания в любви «необразованным» разработчикам рано или поздно переходят в зубовный скрежет и плохо скрываемое раздражение. Однако полный катарсис могут вызвать названия населенных пунктов, наименования боевых единиц и слабо связанные с реальностью ФИО персонажей. Как можно поверить в зловредные намерения Комбайна Николадзе? Зачем бороться за власть в городе Екатерина? Из какого-такого места нашей любимой Родины берутся корабли с гордыми именами вроде «Иван Ленинград»? Мы это, конечно, скушаем, но последствия своей дизентерии убирать не будем. Увольте.
Клюква идеологическая
Данный подвид является основополагающим для всех остальных вариаций. Зародился на почве страха честного американского люда по отношению к Красным Советам. Начала активно произрастать во времена Холодной войны, когда два крупнейших государства нервно показывали друг другу огроменные дули с намеком на необоснованную агрессию. Взаимная ненависть нарастала пропорционально количеству ядерного вооружения. После небезызвестного Карибского Кризиса напряжение достигло апогея. Американцы при помощи кинематографа и литературы успокаивали друг друга, показывая всему капиталистическому что именно они сделают с русскими медведями и в какое именно место они запихнут нам jadernye boegolovki.Норман Джюис представил публике сатирический фильм «Русские идут! Русские идут!», а британские тихоходы наслаждались инфантилизмом Сталина и кобелизмом Берии в картине «Красный монарх». В начале 80-х на экраны вышла параноидальная лента «Красный рассвет», в котором аиериканские подростки непринужденно расправляются с советскими интервентами. С треклятыми социалистами боролся даже сам Чак Норрис в умопомрачительно идиотском боевике «Вторжение в США». После внезапного исчезновения СССР с лица планеты американские продюсеры испытали шок. Теперь стало непонятно, кого назначать главзлодеем и сценаристам боевиков впервые за долгие годы пришлось взяться за работу. Иногда Красная Армия все-таки мелькает на голубых экранах, как в фильме «Шестиструнный самурай». Но замена не заставила себя долго ждать. Наши экстремисты разбавили ряды арабов и латиноамериканцев, а отечественная мафия догнала по популярности итальянскую и ирландскую общины. Не верите – посмотрите «Порок на экспорт», где заслуженные артисты Вигго Мортенсен и Венсан Кассель смешно имитируют русских авторитетов и пытаются балакать на великом и могучем.
На литературном поприще неплохо засветился товарищ Том «Капитан Америка» Клэнси. Его технотриллеры про зловещие козни лубочной Руси . Открывая любой роман дяди Тома, несложно натолкнуться на «клюкву» с первой же страницы. Первая сцена – президент России, не покидая поста распивает демонические объемы горюче-смазочной водяры и неспешно рассуждает о соборности и прочем-прочем. Спасибо, Кэп. Да, вот так мы и живем. В играх ситуация ненамного лучше. Вот генерал Татарин из Freedom Fighters прочно обосновался в Нью-Йорке, а ЦЦЦП Ньюс вещают за здравие мазараши. Вот западные войска вторгаются на территорию Кремля и пытаются вынести собор Василия Блаженного (EndWar). В World in Conflict русские маршируют по улицам Сиэтла. Да здравствует экспансия!
Игру-апофеоз, думаю, напоминать не надо. Но все-таки. Red Alert – удивительная стратегия, вылезшая из серьезной серии Command & Conquer предлагает нам проследить за историей предполагаемой войны СССР и США. Хитроумные научные деятели предотвратили Вторую Мировую войну с помощи машины времени и подвели человечество сразу к Третьей. К чему привела сия катавасия – мы все прекрасно знаем. Ведь когда нам совершенно нечего будет делать, а последний радиоуправляемый вертолетик с росписью под хохлому запутается в ветвях многовековой секвойи, мы с радостью засядем за Red Alert 3. Где еще можно увидеть столько красивых девушек, разодетых под милитари, и отправлять на верную смерть добрых бронемишек-парашютистов? Спасибо вам, Westwood и EA, за незабываемую Красную Угрозу и БРЭД ЖОПА.
Клюква экзотическая
Пожалуй, самый богатый подвид нашего удивительного дерева. Издревна сценаристы любили добавить в свои проекты немного подобной «кислинки», не сильно задумываясь о стабильной работе пищеварительного тракта потребителя. Если мы набираем интернациональную команду спасителей чего-нибудь, не забываем брать представителей национальных меньшинств (правило отлично работает для страны фаст-фуда). Как не вспомнить великого радиста всея Стар Трек, гонявшего боргов и клингонцев в хвост и гриву. Да, именно Антон Чехов. Разве могло быть иначе. Пример другой – встречаем неожиданно наглого русского пьяницу уже посреди вакуумных просторов, как в фильме «Армагеддон». Привет и тебе, Лев Андропов. Вообще, пригласить уберкрасного русского мужика для общей атмосферности не считается задорным.В играх комрады встречаются много чаще, чем позволяет здравый разум и устойчивый рассудок. Обычно это – большие беспринципные ребята, рвущие врагов двумя пальцами и везде сующими свою «кузькину мать». Обычно нашим соотечественникам отводят роли на задворках сюжета, своеобразные камео. Наших ребят можно увидеть в множестве игр – от The Punisher до Starcraft. Однако некоторые удостоились выйти на первый план и надолго обосноваться в сердцах геймеров. Как пример – известный ценителям тактических стратегий Иван Долвич. Jagged Alliance в целом был богат интересными личностями, но именно русский солдат, повадками напоминающий Шварцнеггера в лучшие годы, заслужил тотальную любовь публики.
Популяризации России способствовал замечательный во всех отношениях человек со скромной фамилией Зангиев. Впервые появился во второй части Street Fighter, после чего стал молниеносно пробиваться к всемирной славе. В отличие от опостылевших Кена и Рю, чей арсенал ограничивался дурацкими хадукенами да вертушками, русский гигант использует особый стиль борьбы, в котором во многом полагается на захваты и броски. Внешность у «простого сибирского парня» тоже вполне себе простая и сибирская. Встретив такого посреди пустынной улицы, руки сами лезут в карман за бумажником и новеньким мобильником. Правило «на лицо ужасное – доброе внутри» тоже не особо работает. Зангиев никогда не отличался мягким нравом, а в ответ на любезность запросто может подарить кучу самых разнообразных телесных повреждений.
Еще одна примечательная личность, если не сказать «одиозная» - Григорий Распутин. Его образ эксплуатируется где только можно – в фильмах, литературе, играх. Его персона всегда окутана мраком и буквально купается в мистике. Гильермо Дель Торо уже воскрешал его для противостояния с Хеллбоем, Кристофер Ли исполнял роль Григория и в известном фильме ужасов семидесятых годов «Распутин – сумасшедший монарх», а группа Boney M посвятила этому гражданину свою композицию. Помните, «Ra-ra-rasputin, Russia’s greatest love machine»? Мол, пламенный привет тебе, Гришка. В играх ему также уделили достаточно внимания. Heroes of the World – файтинг, где Распутина выделили в играбельные персонажи, который может удлинять конечности на мотив Бендера и танцевать убийственный (в очень даже прямом смысле этого слова) гопак. Отметился Распутин в игре из серии Shin Megami Tensei и в проекте по мотивам фильма «Анастасия». В честь известного русского деятеля Тим Шафер нарек главного героя Psychonauts.
Хидео Кодзима, проклятый самурай, не постеснялся выпустить целую игру, посвященную русской национальной экзотике. Правда пошел он вообще каким-то странным путем. Да, речь идет о третьей части Metal Gear Solid, где Змей отправляется в совсем даже не заснеженный советский союз. Если быть совсем точным – в джунгли близ Уральского хребта, где живут одичалые крокодилы, растет удивительный фрукт yabloko-moloko и вообще много-много диких обезьян разной степени важности. Взять, например, примата, гордо именующимся полковником Волгиным, и его партнера с неопределенной сексуальной ориентацией. Эта парочка способна свалить наповал своим поведением любого здравомыслящего человека. Тропики, Река Мертвых, психованный офицер с револьверами, полумертвый дед-снайпер… Список можно продолжать бесконечно. Но даже когда мы истерически хохочем по другую сторону экрана, доблестный Змей продолжает смотреть суровыми глазами в хмурое будущее. Россия перед ним или Боливия – плевать.
Вот вам и заросли клюквы. Пожалуйста. Что делать – смеяться или плакать – решать вам. Поток сознания капиталистических vragov вперемешку с откровенным бредом уже составляют отдельную прослойку в мире компьютерных игр. Но ладно, они то слышали только об одной стороне нашего менталитета. Куда же рвутся отечественные разработчики со своими недоиграми вроде «Сталин против Марсиан»? Не понять нам с тобой, Россия-матушка, не понять.
Материал подготовлен специально для Gamer.Ru
Автор - Malkavian