Для компании Rockstar было бы простым выпустить пак расширений для Grand Theft Auto IV с несколькими новыми видами оружия и машин, новой одеждой и даже дополнительной территорией. Но The Lost and Damned намного больше, чем все вышеперечисленное. Это совершенно новая история, разворачивающаяся в пределах Либерти Сити, и верите или нет, она занимает одну третью от собственных размеров GTA IV по числу миссий – что примерно равняется размеру стандартного самостоятельного игрового релиза в наше время, и из этих соображений понимаешь, насколько огромна GTA IV.
Дополнительный контент The Lost and Damned – первый из двух эксклюзивных эпизодических обновлений для Xbox 360 к GTA IV – обошелся компании Microsoft по 25 миллионов долларов за эпизод, согласно заявлению Главного финансового директора Take-Two Лайни Гольдштейна. Поэтому, что касается дополнительного контента, мы все еще говорим здесь о широкомасштабном проекте, которого ожидает большой успех, и стоимость продукции Lost and Damned примерно такая же, какую можно ожидать от Rockstar North – ведь новые персонажи представляют собой не просто повторно используемые средства, перешедшие из главной игры. Очевидно, игрокам нужно вставить диск GTA IV для того, чтобы заработал дополнительный контент, и после первоначальной загрузки (но не сказано ни слова о размере загружаемого контента), можно будет зайти в The Lost and Damned прямо из главной игры, как сказали нам в Rockstar.
Но наш обзор все-таки не о новом оружии, машинах, музыке, анимации или территории. Еще раз повторим, что он о сюжете и о совершенно новых витках повествования, происходящих в одно и то же время с событиями в GTA IV – а в некоторых местах и пересекающихся с ними. Некоторые ссылки на главную игру едва уловимы; другие более очевидны. Но дух и темп The Lost and Damned весьма отличается от приключений Нико в этом же городе.
Создатели не хотели прояснять, где именно сюжетная линия Lost and Damned отклоняется от основной игры GTA IV; мы знаем только, что действия происходят в одно и то же время с основной игрой, и даже есть несколько моментов пересечения – игрокам, конечно же, не нужно завершить или успешно пройти значительную часть GTA IV для того, чтобы начать прохождение The Lost and Damned, поэтому, например, хотя мы и встречаемся со знакомыми персонажами в Lost and Damned, это, очевидно, происходит до того, как Нико принимает определенные касающиеся их 'решения' в сюжетной линии GTA IV.
Пока Нико в городе новенький, и налаживает новые контакты по мере того, как осваивается, новый главный герой The Lost and Damned, напротив, коренной житель Либерти Сити: Джонни Клебитц вступает в действие прямо с начала игры. Хотя мы не могли понять этого различия даже спустя час после начала игры, Rockstar заявили, что знакомство Джонни с людьми и городскими местами выливается в отличающийся, более быстрый темп в отношении миссий и истории, чем тот, который мы ощущали в GTA IV.
Джонни Еврейчик, как к нему некоторые обращаются, действующий руководитель банды под названием The Lost (которая появлялась несколько раз в сюжетной линии GTA IV). Группировка кажется очень активной, и за всю значительную продолжительность эпизода мы ожидаем хорошо узнать персонажей, возможно, столкнуться с неизбежными потерями некоторых из них, и что наиболее важно, действительно привязаться к ним. У Джонни немного больше моральных границ, чем у остальных ребят в банде, и его мотивирует желание поступить правильно (настолько, насколько может антигерой), а не только преуспеть в бизнесе. У каждого, кто играет, появятся свои любимчики в банде The Lost, обещает Rockstar, и они полагают, что мы скоро втянемся в игру и будем заботиться об этих героях настолько сильно, насколько это делают Нико и Роман.
Следовательно, в игре вы не будете чувствовать себя таким отшельником, как во время приключений Нико; присутствует ощущение того, что Джонни 'часть чего-то', как он выражается, болтая со своими парнями. С этой целью Rockstar включили интересную деталь; когда едешь вместе с группировкой, если находишься достаточно близко от других, эмблема 'The Lost' как бы отбрасывает тень на дорогу под тобой во время езды, и начинается диалог – иногда перебрасывание шутками, иногда обсуждение предстоящей миссии – похожий на то, как Нико болтал со своими пассажирами, ну, о всяких пустяках. Эта езда в 'режиме сопровождения' также будет давать вам бонус здоровья, если будете делать все правильно, и даже исправлять часть повреждений в вашем мотоцикле. Эта особенность не полностью функционирует в последнем на данный момент билде, поэтому мы отложим суждение об этой игровой особенности на более позднюю дату.
Кстати, нажатие на D-пад поднимает статистику обо всех других байкерах – не по их здоровью, а по их готовности к бою. У вас нет командного контроля над другими ребятами, но вы можете наблюдать за ними, когда находитесь в определенном сценарии, выливающемся в действие – помогать им оставаться в живых, а их статистике расти. Погружаться в это не обязательно - Rockstar не хочет "наступать на горло людям посредством этого", как они нам сказали – но это интересное дополнение, которое может прекрасно работать, и также означает, что другие члены банды тоже будут смотреть за тобой.
Официальный лидер Lost Билли только что вернулся после 'вынужденной реабилитации' после того, как его засекли с наркотиками, и заключили сделку с обвинением, сославшись на 'личное истощение'. Тем временем, Джонни заключил перемирие с конкурирующей бандой The Angels of Death, заявив, что конкурирование плохо сказывается на бизнесе, и людей, о которых он заботится, убивают. На этом месте мы включаемся в сюжет, а Билли очень быстро возвращается на место событий, тут же выступает против заключенного 'перемирия', и это сразу же приводит к неизбежным трениям с Джонни. Думают, что они Бауэр/Алмеида... с растительностью на лице. На мотоциклах.
Все, кто грустил о потере Олдерни в Chinatown Wars, будут рады узнать, что это то, что члены банды The Lost зовут домом. Если вам любопытно, где именно находится их безопасное пристанище, мы отметили точное расположение – езжайте прямо на юго-запад верхней части острова Олдерни, и найдете их логово прямо на углу Бернерс Роуд и Витулло Авеню, напротив Шнайдер Авеню и недалеко от больницы южного Олдерни. Касательно доступа к зданиям, которые были в GTA IV, если они были открыты в ваше 'нерабочее время' в главной игре, они будут открыты и тут – и здесь теперь появится несколько других зданий и новых забегаловок.
Помимо того, что вы сохраняете игру на конспиративной квартире, здесь есть несколько мини-игр – карточная игра hi-low, армрестлинг, можете посмотреть телевизор (по которому, кстати, показывают последние известия), и также можете получить здесь оружие по доставке от одного из ваших партнеров – включая старого доброго Джейкоба. Клубное помещение The Lost, как его называют, доступно сразу после выполнения первой миссии.
На автостоянке рядом с клубным зданием стоит уникальный, единственный в своем роде мотоцикл Джонни (однако если вы его все же разобьете, можете позвонить кому-нибудь, кто доставит вам "подобный" байк, что весьма приятно узнать). Новый мотоцикл специально намного тяжелее, и сконструирован так, чтобы почувствовать разницу в сравнении с теми, которые использовались в GTA IV – он медленнее, но более маневренный, и также менее требовательный – поэтому если вы с него упадете, то ущерб будет не такой большой.
У Джонни внешность грубого и находящегося на грани человека; хотя у него есть растительность на лице, она выглядит намного менее грозно, чем у других байкеров, которые выглядят как парни, которые потеряли свою одежду, обувь и мотоциклы в начале Терминатора 2. Зная, что все эти ребята – закаленные, коренные преступники Либерти Сити, их всех очень легко разыскать – как по лицу, так и по образу.
Мы должны проверить четыре миссии во время, которое проведем с The Lost and Damned. На протяжении игры, есть несколько выдающихся моментов, кстати говоря, мы не можем быть уверены, что они 'детально спланированы' – вспоминается один панк под огнем, беспомощно падающий с какой-то лестницы, в середине беспорядочной стрельбы в баре байкеров – возможно, он не 'прописан в скрипте', но это напоминание о том, насколько дикой может быть среднестатистическая сцена в GTA.
Первая миссия, которую мы проверили, называется Angels in America (Ангелы Америки): Билли возвращается, и первым вопросом на его повестке дня будет убрать одного из банды Angels of Death (Ангелы Смерти) – парня, который похож на актера Питера Стормара, и чья судьба в Побеге из тюрьмы – еще одна вещь, которая их роднит. Тем не менее, это не обдумывается, и случается как результат возбужденной, движимой эгоизмом, ссоры снаружи конспиративной квартиры The Lost – показывая, насколько быстро заводится Билли, и превращая в руины перемирие, которое заключил Джонни.
Исполнение этого 'неправомерного выстрела' – это его цена за брешь, разбивающую 'компанию' Билли и оповещающую о том, что "хорошие времена окончены". По мере того, как наступает ночь, начинается погоня на байках, и миссия заключается в том, чтобы убрать оставшихся членов на высокой скорости – ничего чрезмерно напрягающего, хотя нам представлена парочка новых видов оружия, включая обрез и автоматический 9-миллиметровый пистолет, который 'просто разрывает людей в клочья', как сказал один сотрудник.
Бегство приводит нас в бар байкеров, о котором мы упоминали ранее. Один из наших приятелей говорит, что ему нужно слинять; у него намечается свидание с "с горячей русской" на Файрфлай Айланд. Он намеревается "выпить дорогущей водки ее папаши, и трахнуть ее у него на глазах." Обсуждаемая девушка оказывается дочерью Фаустина, узнаем мы, но чтобы увидеть последствия этого, нужно ждать. А сейчас, "пусть хорошие времена катятся!"
Другой из новых видов оружия, гранатомет – выглядит и издает звуки немного похоже на оружие, которым пользуется Арни для того, чтобы вычистить полицейских из штаб-квартиры Cyberdyne в Терминаторе 2. Следующая миссия, Action/Reaction (Действие/Реакция), приводит нас в конспиративную квартиру The Angels, и гранатомет находит применение – сначала через одно из их верхних окон, а затем более мощно во время того, как ангелы удирают через всякого рода выходы и используют укрытие позади стоящих поблизости машин. Такое укрытие, конечно, не преграда для гранатомета, и использование его станет намного более быстрым, точным и удовлетворительным, чем простое бросание гранат по старинке.
Замочив их всех, оказываешься в отдельной сцене на базе преступников, которая оказывается чем-то вроде заброшенного спортзала; оборудование не выглядит так, как будто его за последнее время много использовали, но тем не менее, это определенно не самое удобное место для занятий спортом. Приятели из The Lost находят здесь целую партию героина, и хотя вторжение было задумано как "расплата за Джейсона" – непонятно, о чем это – Билли убеждает, что нет причины, по которой мы не можем сделать деньги в сложившейся ситуации. Снова напряжение между парочкой растет, но наркотики есть наркотики, и сейчас самое время увидеть первого из возвращающихся персонажей - Элизабет - "самая подлая шлюха в Богене", как говорят парни. Она все еще в игре, танцует джаз в своем задрипанном жилище на маленьких вечеринках со скудно одетыми "шлюхами". Даже Плейбой Икс присоединяется там к общему веселью.
Лиз и Плейбой не единственные знакомые лица по мере того, как мы вступаем в следующую миссию под названием Buyer's Market (Рынок для покупателя), которая следует прямо после предыдущей. Как вы можете догадаться, Нико в конце концов появляется в The Lost and Damned, и одно из его появлений будет в этой самой миссии. Фактически это миссия, которую вы сыграли в GTA IV за Нико, но на этом этапе игры сюжеты переплетаются, и вам нужно отыграть миссию с позиции Джонни, так как они работают вместе, чтобы совершить наркосделку. Фанаты GTA IV уже знают, что сделка представляет собой подставу – покупателями будут LCPD (Полицейский Департамент Либерти Сити) – в этот раз различие в том, что Джонни решает взять на себя полицейских, а Нико и Плейбой заняли крышу – так что миссия предлагает отличные от главной игры ощущения.
Конечная миссия, которую мы посмотрели, это Shifting Weight (Поднятие Веса), возвращение к классической миссии погони GTA. Один из приятелей Джонни едет, пока Джонни отражает волну за волной преследующих копов – некоторых в обычных полицейских машинах, других в бронированных микроавтобусах и даже на нескольких вертолетах. К счастью, Джонни вооружен автоматическим дробовиком с неограниченным числом патронов, который и выполняет грязную работу чистки догоняющего транспорта. Погоня длится несколько минут, и быстрее будет иметь снайперские навыки и убирать водителей, чем бить по самим машинам.
Также приятно увидеть, что Rockstar ввели контрольные точки на середине миссии, начиная с этой миссии, так что играющий может перезапуститься с середины миссии, если потерпит поражение. The Lost and Damned не предлагает 'Trip Skip' (Пропуск поездки) так, как это делается в Chinatown Wars, и вы не можете переиграть миссии, которые уже завершили, как это будет возможно в версии для DS, но согласитесь, что эти возможности больше подходят для состязаний на портативном устройстве, чем здесь. Вы разобьете лобовое стекло машины для того, чтобы сбежать, и небольшая добродушная шутка закончит эту миссию. Мы не стали проверять самодельную бомбу, которая стала пятой из новых видов оружия, добавленных в эпизод.
Представление внешнего интерфейса в общем слабо изменилось, чистый экран опций меню паузы сменился на моргающий стандартный эффект с красной надписью при выделении, а в игре, шкалы здоровья и брони, сменились соответственно на белую и синюю. Это напоминание о том, что эпизод представляет собой не ту игру GTA IV, к которой мы привыкли; даже сотовый телефон Джонни стилизован отчасти под новый вид в стиле гранж. Также на экране есть эффект текстуры, но Rockstar не уверены, будет ли это в окончательной версии. Если быть честными, мы нашли это немного ненужным, так что надеемся, что по крайней мере эта функция будет дополнительной.
Также у нас есть новая музыка в миксе – будут все те же станции, что и до этого, но добавится намного больше металла и трэша на станции Liberty City Hardcore, так же, как и новый Ди-Джей, известный в жанре, но имя которого еще не открывается. На других станциях, возможно, будут некоторые дополнения, но в большинстве своем это касается металла, и будут некоторые дополнительные знаменитости, имена которых нас просили не называть.
Хотя этот дополнительный контент пока предназначается только для Xbox 360, не будет сюрпризом, если он появится на PS3 и, наконец, рано или поздно, на PC. Управляющие Sony разбрасывают намеки – хотя и очень туманные – и почти все 'эксклюзивные новинки' для третьей стороны в наши дни действительно только 'временно эксклюзивны'. На самом деле, если недолго пришлось ждать, чтобы увидеть так сильно засекреченный второй эпизод (мы спрашивали – у Rockstar на этом этапе нет для нас никаких новостей), то возможно предполагаемый 'релиз для розничной продажи' GTA, разговоры о котором ранее в этом месяце уже натерли всем мозоль на языке, на самом деле представляет собой коробочное издание Эпизодов 1 и 2.
Кто знает. Факт пока – это то, что 17 февраля мы увидим эпизод пока только на Xbox 360, по сходной цене в 1600 Microsoft points – что составляет $17.96 или £9.40 основываясь на курсе Amazon и Amazon UK на четверг, 22 января. Учитывая то, что в Rockstar нам сказали, что по числу миссий, The Lost and Damned примерно равен одной третьей размера громадины GTA IV, это очень разумная цена, как бы мы на это ни взглянули.
Если стрелять в лохов не ваше призвание, и ваш PC не многого стоит, тогда, без сомнений, The Lost and Damned будет поводом, который вы так давно искали, чтобы вернуться в Либерти Сити.