PlayStation VR: параллельная виртуальная реальность
С выходом
VR в каждом доме
Основным опасением к VR-устройствам всегда была не их дороговизна, а возможность разместиться в обычной комнате, без выноса всей мебели и изгнания кошек. На деле всё не так печально, камера не капризничает, и вам хватит 1–2 свободных квадратных метров для вполне комфортной игры.В сравнении с HTC устройство Sony напрягает способностью запотевать, так что каждые полчаса не будет лишним протирать его салфетками. Также Valve предусмотрела простые меры безопасности, вроде сетки, которая появляется, если вы выходите за игровое пространство, – у Sony этого нет. Или, например, просят в игре нажать «Х», а вы не видите, где там на Move эта кнопка – проколы, но к ним можно и привыкнуть.
Как всегда лучшие впечатления от игры – стоя, но для долгих игр приходится садиться, и это вызывает внутренний диссонанс – особенно когда в самой игре есть и приседание, и прыжок. Хорошим примером является The Elder Scrolls 5: Skyrim.
Skyrim VR: докупите себе вентилятор
Я читал, что Skyrim плохо портировали на VR – так вот, подобное могли написать только бессовестные люди. Skyrim создан для виртуальной реальности: только здесь можно в полной мере оценить горные северные просторы, спрыгнуть с головокружительной высоты или в ужасе перебираться по бревну над пропастью. Поставить в лицо вентилятор для горной свежести – совсем не шутка, это последняя деталь окончательно сотрет для вас границу между Скайримом и родным домом.Важнее, что VR решает диссонанс между камерой от первого лица и
В виртуальности вы наконец-то чувствуете свое тело и можете нормально ориентироваться в битве. Правда, тут же вылезает новый существенный косяк: почему-то для удара мечом не нужно замахиваться контроллером, а достаточно легких подергиваний от кисти – будто у вас световой меч, убивающий одним касанием. Эдакий вариант закликивания, перенесенный на Move, хотя потребовать от игрока амплитудного движения ничего не стоило.
При этом стрельба из лука как раз может быть настроена, чтобы накладывать стрелу и натягивать тетиву движением контроллеров. А еще есть опция для плавания брасом, отталкиваясь от воды настоящими своими руками – словом, сама идея добавить в RPG немного физкультуры никого не смущала.
Перемещение ничуть не хуже, чем в Half-Life: Alyx, а интерфейс так же плох, как при игре на экране – но не хуже. Шрифт различим, бегать по меню удобно (правда, инвентарь удалось найти с трудом), ну а сложные манипуляции, вроде сортировки предметов, всегда тяжело давались Skyrim без модов.
Но это уже не так важно, ведь иное восприятие свободного мира с его масштабами и красотой умножается на бесчисленные квесты, сотни часов контента The Elder Scrolls 5. Это значит, что VR наконец-то вышла из ниши казуалок для игровых клубов и обзавелась всеми достоинствами хардкорной игры, откуда можно не вылезать месяцами.
Создателям Kingdom Come Deliverance стоило бы задуматься.
Astro Bot Rescue Mission: Революционный Марио
В двух словах этот платформер можно назвать Super Mario без Марио – чего уж проще, казалось бы? А вот вам ответ: под VR эта игра заставит вас вспомнить день, когда вы увидели Марио в первый раз.Фокус в том, что Astro Bot Rescue Mission – платформер трехмерный, причем вы являетесь в нем не протагонистом, а сторонним наблюдателем. Герой игры – маленький смешной робот – конечно следует вашим командам, но при этом его путь по платформам может лежать справа от вас, слева, сверху или даже за углом. Он может уйти из поля зрения – не спешите ругаться на кривую камеру, ведь мы сами себе камера. Просто проходим шаг-другой, заглядываем за препятствие, приседаем, встаем или еще как-то выбираем точку обзора, чтобы точнее прицелиться для следующего прыжка.
Разнообразие объектов огромное: платформы и карнизы быстро дополняются монстрами и боссами, батутами, мишенями, куда надо стрелять, и так далее. Порой нужно лично вмешаться в приключение, сломав какое-то препятствие головой. Цель – дойти до конца уровня, но по ходу дела можно собирать монетки и спасать других астро-ботов.
Отличает игру именно трехмерность: например, нужно не только оценивать дальность прыжка, но и направление – и это с видом не со спины и даже не сверху, а неизвестно из-под какого угла. Сложность умеренная, и как раз понятно, что в этом и состоит геймплей. То есть вот такая пустяковая игрушка является новым словом в жанре платформеров – и только благодаря VR.
Beat Saber: Танцевально-музыкальный файтинг
Барабанить – это весело! Рокерские по одежке, но академичные по существу Guitar Hero и Frets on Fire, может, и дают пощупать руками любимые музыкальные хиты, но только в Beat Saber драйв ритмичного бита и мощь ударов дубиной от плеча сливаются в цельное чувство освобожденной энергии. Вдобавок все это в неоновом свете, наподобие игры Tron.Геймплей знаком любителям музыкальных игр, только вместо своевременного нажатия кнопок нужно бить световым клинком (то есть контроллером Move) по пролетающим мимо квадратам. При этом никто не обещал, что квадраты, как барабаны, всегда окажутся в привычном месте под рукой. Отнюдь нет! Махаться придется под всеми углами и во все стороны, причем удар должен наноситься нужной рукой, а временами летящие в вас громадные «блоки тишины» заставят отклоняться и приседать всем телом.
Сменив гитарные партии на барабанные, Beat Saber добилась интуитивности, отсылающей к старым шутерам: не надо думать, просто бей! С другой стороны, благодаря движению игра получилась не монотонной и по динамике не уступает экшену.
Недостатком является лишь ограниченная библиотека треков: базовый набор довольно попсовый, а что-то мощное и знаменитое придется докупать отдельно, чуть ли не поштучно. Но это общая проблема компанейских игр. Зато у нас появилась альтернатива как Guitar Hero, так и Just Dance с совершенно новым геймплеем.
The Last Guardian VR Demo и другие эксперименты
Sony щедро раздаривает демо-презентации различных студий на VR-тематику. В некоторых случаях короткометражки получают зеленый свет и зеленые купюры дорасти до полноценных игр (как в случае с London Heist), а иногда наоборот – известные хиты имеют младших виртуальных братьев. Примером последнего является The Last Guardian VR Demo.Что можно сказать о
Неловкие движения игровых гигантов, подбадриваемые нашими советами и подсказками, постепенно нащупывают правильный путь и позволяют двигаться VR-направлению дальше. Постепенно находятся новые решения: банальный тир совмещается с элементами room escape, гигантомания – с ориентированием в пространстве, а захват движений уже не пугает энергозатратностью: ну что может быть забавнее арканоида, в который мы играем головой?
Старый геймплей с кнопками и экраном перенести один в один в виртуальность не удалось, но постепенно нарабатывается новый – и есть надежда, скоро объем этих наработок достигнет критической массы.
По следам Аликс Вэнс
Смешно читать «экспертов», заявляющих, мол, после Half-Life: Alyx не вышло ни одной высокобюджетной VR-игры. Alyx повлияла на индустрию безвозвратно, уже просто числом проданных гарнитур. Что же до игр, их и не могли сделать за прошедшие месяцы – но давайте посмотрим на пару лет вперед.- Medal of Honor: Above and Beyond под VR-устройства разрабатывается не первый год. Авторы – Respawn Entertainment, корифеи шутеров. Издатель – Electronic Arts, чистое вселенское зло. Такие люди на пустяки не будут размениваться.
- Ubisoft также включилась в гонку на виртуальных платформах, как минимум кооперативной головоломкой Prince of Persia: The Dagger of Time. Но это относительно мелкая рыбешка, по настоящему мы ждем новых Assassin's Creed и даже Splinter Cell под Oculus – договоренность с Facebook в один прекрасный день заявит о себе.
- Наконец, о создании ААА-игры под VR-устройства заявила и Rockstar. Неанонсированной игрой займется Video Games Deluxe, имеющая опыт портирования в виртуальность игры L.A. Noire.
Да, мы ничего пока не знаем об этих играх, но индустрия живет громкими именами и репутацией. Так что если по обвинению в домогательствах из названных студий не выгонят всех, кто способен делать толковые игры, в остальном можно положиться: качество будет не хуже, чем на мониторах.
VR – это развитие компьютерных игр, новые возможности геймплея, новые горизонты погружения, конец сериалам и заезженным схемам. Да, на игровые компании можно сердиться, что они так долго тормозят с революцией, но существуют ниши, где работа идет. Дело не в том, чтобы эти ниши обязательно освещать и морально поддерживать – а просто там интересно. Там мир видеоигр как будто вернулся к своей молодости. Это многого стоит.