Время от времени возникает спор в духе Counter-Strike 1.6 vs Call of Duty | [place any other modern FPS here]. Репост с Хабра в тематическое комьюнити моего сугубого imho.
Здесь и далее под CS будет подразумеваться Counter-Strike 1.6, FPS расшифровывается как First Person Shooter.
Я в свои лучшие годы долго с переменным успехом играл в CS и считаю себя экс- киберспортсменом. Особых успехов не добивался, но имел некоторый опыт и фан участия в турнирах локального и областного характера. Всю кухню киберспорта прекрасно себе представляю, и не только CS.
Я считаю, что CS был и есть идеальным командным киберспортивным FPS, его состояние на текущий день является чрезвычайно сбалансированным и не требует никаких вмешательств кроме парочки незначительных фиксов. Очень часто сталкиваюсь с людьми, которые поливая грязью CS выставляют фишки неких других wannabe киберспортивных FPS как несомненные достоинства и преимущества над ним. Так вот, что я хочу сказать...
Некоторый опыт, преобретенный в после CS-овские годы, позволяет мне смотреть на игры с точки зрения начинающего разработчика и геймдизайнера. Я не собираюсь с пеной изо рта что-то фанатически доказывать. Я просто изложу свое мнение.
Кто не понял предыдущий абзац, задумайтесь, почему CS до сих пор является киберспортивной дисциплиной (игрухе 10 лет уже почти) и столько народу в него играет. Рассуждение идет в основном с точки зрения киберспорта.
Кому лень читать. Выводы.
- Простота игровой механики, в правилах легко разберется новичек
- Сложно стать хорошим игроком, что является несомненным плюсом спортивной составляющей
- Минималистичность графики и моделек позволяет сосредоточиться на главном
- Сбалансированность и отточенность игровой механики
- Выверенные годами турнирные карты
- Интересная тактическая составляющая, в том числе и экономическая
- Зрелищность и экшен игры
- Элементы рандома и везения
Шахматы.
Пусть это будет просто: просто, как только можно, но не проще. © А. Эйнштейн
С первого взгляда, может показаться смешным сравнение компьютерной стрелялки с такой фундаментальной игрой, как шахматы. Сравнивая CS с шахматами, я особо хочу подчеркнуть баланс и простоту. Шахматы — это игра с простейшими правилами и абстрактными фигурками на поле. Первокласснику не составляет труда научиться в них играть, но вы и без меня знаете насколько сложно стать отличным игроком. Easy to start, hard to master. В шахматы я могу играть камешками на песке так же, как и фигурками-шедеврами ювелирного мастерства на крыше золотого небоскреба. Я бы все же предпочел камешки, а то ведь половину фигурок сломаю, а другую потеряю.
Так вот, CS любят за ясность, простоту, баланс и хардкорность (i.e. сложность, но сложность и простота в одном предложении как двойное отрицание). Помните, easy to start, hard to master.
Возможна путаница понятий спорт/киберспорт. В спорте, как и в киберспорте, не нужны сложность и детализация. Атлеты прыгают на шесте через палку, бегают по дорожкам и прыгают через барьеры. Киберспортсменам тоже проще в простом и понятном окружении, когда ничего не отвлекает и не мешает сосредоточиться. Проводя аналогию с реальным миром, навороченные графически и реализмом физической модели wannabe киберспортивные игры больше похожи на инсценировки боев, где народ наряжается в доспехи/форму SS и бежит друг друга бить.
Аргументы. Кратко.
Основными доводами горе спорщиков являются:
- Убогая графика
- Возраст игры
- Нереалистичная физика
Возраст я отношу к разряду "когда уже все кончилось и нечего сказать". Вон, про шахматы пишут, что уже в 6м веке нашей эры играли, и ничего.
С графикой вообще смешно, вы когда-нибудь видели как играют в Quake 2/3? Там отключают все. На стенах размытые текстуры, враги на фоне которых четкие и видны за километр. Все навороченные шейдеры, тени, освещение и огромные текстуры будут сразу выключать. А если не смогут, то долго плеваться. Графический движок рендерит картинку, которая позволяет мгновенно отличать товарища от врага и точно представлять его местоположение.
Физическая модель обеспечивает похожее на реальность поведение персонажей и объектов. Помните о простоте. Часто жалуются на стрельбу стоя, на отсутствие усталости, нереалистичность снайперов с зумом. С чем я мог бы согласиться — это с измеением траектории движения во время прыжка, но это пришло в CS еще от первого Квейка и со временем превратилось в один из элементов отличающих опытных игроков от новичков. Вышеперечисленное в отточенный простой игровой процесс добавляет кучу рандома и меняет баланс. Я стою сосредоточившись смотрю в прицел снайперской винтовки, но нет, я не задержал дыхание, прицел рандомно двигается туда-сюда или я слишком устал и теперь не попаду. Рандом должен иметь небольшое влияние на скил.
Об игре.
It's just ten percent luck
Twenty percent skill
Fifteen percent concentrated power of will
Five percent pleasure
Fifty percent pain
And a hundred percent reason to remember the name
© Fort Minor
Опять же кратко, может, кто чего не знает или не понимает.
Игра идет 5 на 5 по 15 раундов за каждую сторону. Одна сторона нападает и должна поставить бомбу и взорвать ее на одном из двух плантов. Другая, соответственно, защищается. Популярные турнирные карты хорошо сбалансированы и предоставляют огромную тактическую свободу действия как террористам, так и контртеррористам.
Наличие денег в игре, на которые покупается оружие в начале раунда, вносит интересные нюансы в геймплей и заставляет команду тоньше планировать свои действия (там чуть сложней чем просто — кто на какой раунд что сможет купить, раунды копления, скидывание оружия).
По сути только три типа оружия: пистолет, винтовка, снайперская винтовка. Выделяется Desert Eagle в низкой ценовой категории и Galil/Famas в средней перед винтовками. Можно подбирать чужое оружие.
Понять правила очень легко, гораздо сложнее научиться играть в команде, слушать других игроков, чувствовать противника, и конечно же молниеносно метко стрелять. И тут есть свои секреты напрямую вытекающие из игровой механики. Чтобы играть хорошо, нужно упорство, скилл и долгие тренеровки.
В то же время существует удача и рандом в небольших количествах, что делает игру живой и интересной.
Абсурдность изменений.
CS сейчас — это сбалансированная одновременно очень простая и дико сложная игра. Не без небольших багов, да. Противники CS, высказывая свои претензии, видимо хотят внести какие-то изменения в игру.
Пусть, мы хотим улучшить графику и детализацию объектов. Помните, я говорил выше, что киберспортсменам детализация наоборот мешает. Вся эта навороченная графика будет сразу же отключена до минимальных стен, чтобы лучше было видно персонажей.
И тут я дошел до того, почему в Counter-Strike: Source никто не играет, кроме пары турниров, которые проводились в Штатах от безысходности самой Valve. В CSS как раз сделали то, о чем я говорил — разукрасили все вокруг, изменили модельки, что фиг поймешь где кто из этих скрюченных уродцев, понатыкали идиотских кустов и бочек (демонстрация движка, ога), ну и конечно же изменения движка принесли с собой изменение стрельбы, на которую народ так долго задрачивался. Игроки поплевались и забили.
Будь моя б воля, я бы стрелял в bounding боксы монотонного цвета среди таких же стен.
Допустим, я хочу добавить нового оружия. Сейчас я бы просто удалил те пушки, которые используются только ради фана, чтобы поглумиться над противником проигрывающим 15-0. Новые НЕ НУЖНЫ. Мы имеем пистолеты в нижнем ценовом диапазоне, Навик чуть получше (но который все равно мало кто использует), в среднем ценовом диапазоне Famas/Galil, дальше винтовки и, конечно же, самое дорогое — AWP, снайперская винтовка. Плюс еще гранаты, получаем все что нам нужно на все случаи жизни. Две команды имеют одинаковый (почти) набор <s>шахматных фигур</s>пушек, что позволяет сделать упор на скилл. Добавление нового оружия потребует тщательного анализа, чтобы не убить существующий баланс и не добавить слишком много рандома.
Ладно, ну хоть физический движок-то пофиксить надо? Не надо. Физическая модель проста и интуитивно понятна. Ведь никто не добавляет шахматным фигурам усталость, или движение на спринте, и не возмущается почему конь вдруг может прыгать заворачивая за угол? (сам не ожидал такой аналогии). Потому что система находится в балансе. Помните, баланс и простота.
Шокирующая часть.
Все новые wannabe киберспортивные играются на крупных турнирах просто потому, что компания разработчик вкладывает в это огромные деньги. Сколько я помню турниров по новым играм, которые проводились пару раз и больше не возвращались. А дело CS, StarCraft, WarCraft 3, Quake 3 живет и никем не поддерживается кроме комьюнити. Потому что игры чуть менее чем полностью идеальны.
А разработчикам это положение вещей совершенно не выгодно. Им вместе с производителями железа нужно продавать новые тайтлы и новые видеокарты под них. Забавно, сделали шедевров, как говорится, на свою голову.
Так что очень может быть, что в игру, которую вы так упорно защищаете с пеной у рта, играют турниры только потому, что в это вкладывают деньги издатели этой игры.
Последнее.
Даже, если в предыдущем параграфе я не прав, это не дает людям никакого права в совершенном неведении поносИть Counter-Strike 1.6, в которую играют миллионы до сих пор, как минимум не прочитав полностью сей пост. Я же готов с пеной у рта прочитать мнение ярых защитников конкурирующих игр, где все мои доводы будут опровержены.